- Никейские соборы
- церковные соборы, бывшие в гор. Никее, в Вифинии. Было их несколько, наиболее замечательны из них 2: 1-й Η. вселенский собор в 325 г., собрался по поводу ереси Ария. О начале ереси Ария церковный историк Сократ повествует следующим образом: александрийский еп. Александр в беседе с клиром сказал, что "Св. Троица есть в троице единица", т. е. выразил идею единосущия всех лиц Св. Троицы. Но бывший при этом пресвитер Арий возразил, что если Отец родил Сына, то Рожденный, как таковой, имеет начало бытия, и следовательно, было время, когда Сына не было и Он имеет свое существо из небытия. По свидетельству других историков, Арий неоднократно говорил, что Сын произошел из не-сущего, что Он создание и тварь и что Он способен по своей воле ко злу, как и к добродетели. Александр, еп. александрийский, по просьбе клира устроил состязание по этому вопросу, после чего запретил Арию распространять свое учение. Однако Арий не обратил внимания на это запрещение, имея поддержку в нескольких пресвитерах и даже епископах и продолжал проповедовать, в результате чего его учение скоро распространилось далеко за пределы Александрии. Тогда Александр с согласия египетских, фиваидских, сирийских и ливийских епископов отлучил Ария от церкви. Арий пожаловался еп. никомидийскому, Евсевию, своему товарищу по учению в знаменитой антиохийской богословской школе Лукиана. Евсевий, к которому присоединилось еще 5 епископов, в том числе и знаменитейший ученый IV в. Евсевий, еп. кесарийский, разрешил Арию проповедовать на тему: "что произошло, не было прежде, чем произошло". Началась борьба: Александр опровергал учения Ария посланиями к епископам разных городов, Арий же распространял свое сочинение "Фалия", в котором стихами и прозой подробно развивала свои идеи. Слух об этом споре дошел до имп. Константина, причем, по мнению некоторых историков, от самих ариан; однако Константин занял нейтральное положение между спорящими, посоветовав им "хранить свои мнения в тайнике души своей". Так как совет не подействовал, то он решил созвать собор епископов всей церкви. "Деяний", или актов, этого собора не сохранилось. По дошедшим к нам 20 правил. и символу собора, по сведениям и подробностям о соборе, заключающимся в сочинениях св. Афанасия Александрийского, Сократа, Евсевия Кесарийского, Созомена, Феодорита и Руфина, составляется ясное представление о соборе. Имп. Константин разослал ко всем еп. империи приглашения, к одним в форме указа, к другим в виде частных почтительных писем, прибыть в Никею в половине июня 325 г., причем принял все расходы путевые в Никею и обратно и издержки содержания самих епископов и сопровождавших их очень многих духовных и мирских лиц, на счет государства. К назначенному дню собралось 318 епископов, но открытие собора замедлилось ввиду отсутствия Константина, который остановился на пути в Никомидии, дабы отпраздновать годовщину победы над Лицинием. До его приезда происходили частные состязания между православными, арианами, философами и, вообще, учеными мирянами, и даже принимали в них участие и язычники. Прибыл и Арий со своими сторонниками, среди которых Феодорит насчитывает 10 епископов, Руфин 17 и Филосторий-арианин 22. На другой день по приезде императора, 6-го или 5-го июля, собор открылся в большой зале императорского дворца. Сидевший по правую сторону от Константина епископ, по одним сведениям Евсевий Кесарийский, по другим Евстафий Антиохийский, произнес обращенное к нему приветствие, на которое Константин ответил речью на лат. яз., которая во всеуслышание была переведена на греч. яз. Затем, под председательством Осии Кордубского, открылись соборные прения. Их начал Арий, изложивший свои взгляды в крайней форме. Сторонники Ария старались сгладить неблагоприятное впечатление его речи. Выступивший непосредственно за Арием Евсевий Никомидийский предложил свой символ, тождественный с учением Ария, однако свиток, на котором был написан символ, был немедленно разодран на клочки. Евсевий Кесарийский предложил символ, в котором с глубоким уважением говорилось о "Сыне Божием, рожденном прежде всех век, перворожденном всея твари"; однако ни император, ни отцы собора не приняли этой формулы. Ариане стали противоречить друг другу. Против них особенно выступал Александр и его молодой диакон Афанасий, впоследствии его преемник и главный литературный боец против арианства. Александр был силен в учениях древних отцов церкви и в Св. Писании, а Афанасий блистал своей диалектикой. Строгие ариане, т. е. чистые рационалисты, почти все принадлежали к антиохийской школе и были учениками Лукиана; более склонными к уступкам были полуариане во главе с Евсевием Кесарийским: они никогда не применяли к Сыну Божию названия тварь и отвергли символ Евсевия Никомидийского. На соборе произошел великий спор при составлении символа о слове "единосущный". Важную роль при составлении символа играл Константин, и символ составленный имел в основании символ церкви кесарийской и был подписан всеми, кроме двух египетских еписк. В добавлении же к символу была наречена анафема на ариан, подписать которую отказались Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский. Кроме дела Ария, собор рассмотрел дело о Мелетии, еп. ликопольском (в Египте), самовольно присвоившем себе сан примаса Египта, решил вопрос о времени праздновании Пасхи, по которому было разногласие между Востоком и Западом, и постановил 20 правил о клире, об обязанностях священнослужителей, об отношениях между клиром и мирянами и о правах епископов. По окончании собора Константин издал окружную грамоту, убеждавшую всех единодушно исповедовать установленную на соборе веру, как "мысль Божию, объявленную Св. Духом через согласие столь многих и столь великих архиереев". 2) Второй Никейский Вселенский собор в 787 г. рассматривал вопрос о почитании икон. Иконопочитание встречало противодействие издавна со стороны несториан и монофизитов. С VIII в. в Византии началось иконоборство, достигшее наибольшей силы при Константине Копрониме (741 - 745 г.). При Льве IV оно несколько ослабло вследствие покровительства иконопочитанию имп. Ирины. По совету константинопольск. патр. Тарасия, Ирина, управляя империей во время малолетства своего сына Константина IV, созвала собор в Константинополе, деятельности которого помешало войско, стоявшее на стороне иконоборцев. В следующем (787) году собор был созван в Никее; он состоял из 307 еп. и высших государственных сановников и имел 8 заседаний. Первым делом собора было воссоединение с церковью отпавших от нее во время гонения, но раскаявшихся епископов. В 3-м заседании приступили к вопросу о иконопочитании, допущена была императорской грамотой и патр. Тарасием полная свобода мнений. Собор основал свои мнения на изречениях Св. Писания и на учении первых отцов церкви, в противоположность лжевселенскому собору 754 г., который основал отмену иконопочитания на доводах рассудка и на диалектике. Собор высказался также за живописные изображения священных лиц и событий; решил, что иконам следует поклоняться и благоговейно лобызать их; почитание икон относится не к веществу их, а к изображаемым на них первообразам; что поклоняться не значит служить, служить следует одному Богу, а поклонение есть выражение чествования и почитания. На собрании, уже в Константинополе, свиток соборных определений был подписан императрицей Ириной и ее сыном.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.